«ГОРЕ ОТ УМА»: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, КЕРЧЕНСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

К проведению военной провокации в Азовском море Киев готовился давно и серьезно. Достаточно вспомнить арест и задержание крымского рыболовецкого судна «Норд», летний переход из Одессы в Бердянск двух кораблей ВМСУ, который был объявлен «перемогой». Правда быстро выяснилось, что «герои» в полном соответствии с российскими требованиями и правилами, заранее уведомляли о проходе, запрашивали разрешение и лоцмана и в целом вели себя исключительно предупредительно.

Далее события пошли по нарастающей. Утром 25 ноября 2018 года три корабля ВМС Украины незаконно пересекли морскую границу РФ, направляясь в сторону Керченского пролива. Никаких заявок на проход украинская сторона не подавала. Пресс-служба командования украинских ВМС сперва сообщила о якобы «плановом переходе» из Одессы в Мариуполь двух малых бронированных артиллерийских катеров «Бердянск» и «Никополь», а также рейдового буксира «Яны Капу» и о том, что об этом «намерении» Украина заранее предупреждала. Якобы  катер «Бердянск» связался с береговым постом пограничников ФСБ РФ, морскими портами Керчь и Кавказ и «уведомил о намерении пройти Керченский пролив».

Иначе говоря, группа кораблей ВМС Украины собиралась проследовать в Азовское море, просто «уведомив» об этом российскую сторону. При этом украинское командование ссылалось на «свободу судоходства», определённую Договором о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива, конечно, не упоминая о порядке регулирования этой «свободы». А здесь всё просто. Пролив мелкий, суда проходят по судоходному Керчь-Еникальскому каналу, состоящему из четырёх колен. Управляет движением кораблей лоцманская служба морского порта Керчь. То есть «на авось», по собственному велению, по киевскому (или любому другому) хотению вломиться в Керченский пролив просто не получится. Определённые правила прохода Керчь-Еникальского канала действовали всегда, в Киеве об этом прекрасно известно.

Заявки на проход пролива в установленном порядке украинская сторона не подавала, из-за чего корабли не были включены в график. Более того, зайдя в территориальные воды РФ, они начали опасно маневрировать, не подчиняясь законным требованиям российской стороны.

Таким образом украинские военные корабли нарушили сразу несколько статей международного морского права. Российская сторона в этом случае имела все основания для применения силы.

Нарушителей встретили корабли погранслужбы ФСБ РФ — пограничный сторожевой корабль «Дон», сторожевик «Изумруд» проекта 22460 «Охотник» и патрульный катер проекта 12150 «Мангуст».

Российские пограничники в течение нескольких часов пытались выдворить «нарушителей» из территориальных вод. При этом вели себя исключительно вежливо и корректно. Огонь на поражение был открыт в самый последний момент. Российские моряки сумели грамотно остановить украинские корабли и задержать их и экипажи. К счастью обошлось без человеческих жертв.

Характерно, что сейчас Киев активно аппелирует к международному праву, которое якобы нарушила Россия. Попытаемся изучить данную проблему.

Начнем с того, что Азовское море является внутренними водами России и Украины. Этот статус закреплен международным правом и действующими российско-украинскими договорами. К Азовскому морю не применимы положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в том числе — о свободе судоходства.

Особый статус Азовского моря подтверждается в резолюции Европарламента 2018/2870 по Азовскому морю.

Керченский пролив никогда не являлся и не является международным. Он ведет в Азовское море, которое исторически является внутренними водами России и Украины. К нему не применимы международны требования о праве транзитного или мирного прохода для иностранных судов.

С марта 2014 года Украина пользуется правом прохода через него по Договору о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива 2003 года.

Это право применимо также к иностранным торговым судам, следующим в украинские порты или из них. Военные корабли (и иные государственные суда) третьих стран могут сделать это только по приглашению Украины, предварительно согласованному с Россией. Зеркальные требования действуют и в отношении иностранных торговых судов и военных кораблей, посещающих российские порты в Азовском море.

Отметим также, что до инцидента с «Нордом» Россия никогда не злоупотребляет правом погранконтроля по политическим или каким-либо иным причинам.

Проводимые Береговой охраной Погранслужбы ФСБ России осмотры торговых и рыболовецких судов в Азовском море правомерны и обоснованы. Процедура осмотров соответствует международному праву и российскому законодательству, их интенсивность соразмерна уровню угроз, исходящих от экстремистов (в т.ч. от украинских официальных лиц) в адрес России.

Востребованность дополнительных мер безопасности подтверждается также совершенными или предотвращенными терактами (к примеру, подрыв ЛЭП в Херсонской области в 2015 г. с целью обесточить Крым; предотвращенная попытка разбросать тросы в судоходном фарватере Керченского пролива в июне 2016 г., а также неоднократные угрозы разрушить Крымский мост).

Для предотвращения повторных провокаций в районе Керченского пролива в патрулировании госграницы будут задействованы беспилотные летательные аппараты,

Для охраны морской границы и мониторинга ситуации уже задействованы беспилотники «Орлан-10» и «Форпост»

Россия располагает значительными силами, чтобы в считаные секунды уничтожить украинские бронекатера. Даже огневой мощи сторожевых кораблей и катеров береговой охраны ФСБ хватит за глаза. Не говоря, уже о ВМФ России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code