ВЫБОРЫ БЕЗ ВЫБОРА

Решение властей Украины не допускать российских наблюдателей на выборы главы украинского государства, которые состоятся в конце марта, не стало большой неожиданностью и не вызвало большого международного скандала. Разумеется, представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) выразили по этому поводу приличествующие случаю сожаления и даже разочарование, но затем довольно быстро признали, что Украина в своем праве решать: кого ей пускать, а кого нет.

О нежелании видеть у себя российских наблюдателей власти Украины заговорили сразу же после начала предвыборной кампании. В самом начале января министр иностранных дел Украины Павел Климкин направил в адрес директора Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ официальное письмо, в котором уведомил о твердом намерении Киева закрыть доступ российским наблюдателям.

Вслед за этим в Верховную раду был внесен законопроект, запрещающий гражданам России быть наблюдателями на любых украинских выборах — от президентских до муниципальных. В тексте документа указывалось, что наблюдателем не может быть «лицо, являющееся гражданином или подданным государства, признанного Верховной радой государством-агрессором или государством-оккупантом».

Затем вступил в дело действующий глава государства Петр Порошенко, который намерен баллотироваться на второй срок и сильно озабочен тем, как бы поднять свой весьма низкий рейтинг. Не дожидаясь, пока закон будет принят, он решил перехватить инициативу и объявил, что «как главнокомандующий даст приказ не пропускать» на территорию Украины российских граждан, включенных в состав миссии наблюдателей ОБСЕ.

Так, собственно говоря, и произошло. Международные институты при этом ограничились лишь выражением «сожаления».

Но если вопрос о российских наблюдателях закрыт, то вопрос об отношении России к выборам президента Украины, напротив, остается открытым. Дискриминационные меры в отношении российских наблюдателей совершенно естественно образом приведут к понижению уровня легитимности проводимых выборов со стороны Москвы, вплоть до их непризнания..

Еще одной из причин их непризнания Россией может стать решение Киева не открывать на территории РФ избирательные участки для голосования. На практике это решение означает, что несколько миллионов украинцев, проживающих либо работающих в России, фактически оказываются лишенными одного из своих главных конституционных прав.

Кроме того, сами украинские эксперты уже сейчас фиксируют разнообразные нарушения в ходе предвыборной кампании, в том числе попытки массовой скупки голосов, использование административного ресурса и нарушения правил ведения агитации.

Конечно, в итоге БДИПЧ ОБСЕ, скорее всего, признает выборы состоявшимися, указав при этом на «отдельные нарушения».

Однако, были и есть и другие прецеденты: в 2004 году страны ЕС и США отказались признавать результаты второго тура президентских выборов на Украине, в котором победил Виктор Янукович. Имеется и более свежий пример: непризнание итогов президентских выборов в Венесуэле и требование провести новое голосование. Россия к подобным приемчикам обычно не прибегала, вряд ли воспользуется им и на сей раз. Впрочем, все будет зависеть от масштабов фальсификаций. А в том, что они будут, не сомневается, похоже, никто.

Кстати, ответом на масштабные фальсификации вполне может стать уличная война, что при 5 млн. нелегальных стволов чревато весьма серьезными последствиями. И будет не так уж и важно, кто в итоге победит, — вся страна может оказаться в руинах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code