УКРАИНА: ПРОИГРАННАЯ БИТВА ЗА ТРАНЗИТ

С января 2020 года прекращается транзит газа с Украины в Турцию по Трансбалканскому маршруту. Газпром официально уведомил об этом Болгарию в письме. Украина тем временем продолжает стенать, что она сделала для сохранения транзита все, что могла, но «ненавистная» Россия, а теперь еще и Германия, все испортили.

Страхи Украины становятся реальностью. Киев не раз обвинял Россию в том, что строящиеся Газпромом обходные газопроводы – это политические проекты, и главная цель Москвы – лишить Украину транзита. Глава Нафтогаза Андрей Коболев, который скоро может лишиться своего места, успел даже расширить список виновных в бедах украинской ГТС.

Между тем Россия в лице президента и руководства Газпрома ранее говорила, что Москва готова сохранить украинский транзит, только в меньших объемах. По экспертным оценкам, Украина могла бы заполучить 15–40 млрд. кубометров газа после окончания срока действия текущего транзитного контракта 31 декабря 2019 года. Тем более, что российские обходные газопроводы не выйдут в одночасье на свои проектные мощности, а будут наращивать их постепенно.

Трансбалканский газопровод – это один из двух текущих маршрутов, по которым российский газ доставляется в Турцию через Украину, Румынию и Болгарию в объеме 15 млрд. кубометров. Второй маршрут – по «Голубому потоку» – это прямой путь доставки российского газа в Турцию по морю из России (в объеме 15–16 млрд. кубометров в год).

С 1 января 2020 года уже совершенно точно заработает первая нитка «Турецкого потока», по которой пойдут в Турцию те 15 млрд. кубов газа, которые сейчас идут транзитом через Украину. Первая нитка заберет на себя объемы, идущие сейчас по Трансбалканскому газопроводу.

Чуть более непонятная ситуация сейчас со второй ниткой «Турецкого потока», которая должна запитать газом Болгарию, Сербию и Венгрию. Для удовлетворения нужд в газе самой Болгарии даже строить ничего не надо. Вторая нитка «Турецкого потока» приходит в Турцию, и дальше этот газ может поступать в тот же Трансбалканский газопровод.

Другой вопрос – успеют ли европейцы достроить перемычку между Болгарией и Сербией к 1 января 2020 года, чтобы запитать газом также Сербию и далее Венгрию.

Газопровод между Болгарией и Сербией должен быть введен в эксплуатацию с 1 января 2020 года, то есть Сербия должна успеть к сроку завершения российско-украинского транзитного контракта. Но пункт сдачи газа на границе с Венгрией заработает только с 1 октября 2021 года. В итоге газ по второй нитке «Турецкого потока» сможет пойти (через Болгарию, Сербию и Венгрию) в Западную Европу не ранее четвертого квартала 2021 года.

Собственно, до столь неприятной ситуации Украину довело исключительно собственное руководство – государственное и нафтогазовское. Маршрут доставки всегда можно изменить, а выиграет тот, у кого есть что поставлять. И Киев это прекрасно знал. Если бы Украина не политизировала коммерческие отношения Газпрома и «Нафтогаза», взаимодействовала бы в рамках нормального делового диалога, берегла бы и вкладывалась бы в свое советское достояние – газотранспортную систему, то есть сделала свою трубу конкурентоспособной, Газпром не ушел бы строить новые современные газопроводы.

И даже сейчас, когда понятно, что Украина проиграла в этой борьбе и с «Северным потоком – 2», и с «Турецким потоком», Киев продолжает играть в политику, а не мыслить прагматично. Ничего не делается для того, чтобы сохранить объемы транзита, пусть и не такие больше, как раньше, еще хотя бы на несколько лет, а то и десятилетие.

Украина пока делает все наоборот – ставит еще более жесткие и невыгодные условия России, как будто цель киевской элиты – не договориться, а развалить газовые переговоры.

В этих условиях Газпром, образно говоря, вынужден пересаживаться из старой машины в новую иномарку. Это не только комфортней, но и значительно дешевле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code