ЭКОНОМИКА УКРАИНЫ РУХНЕТ БЕЗ ПОСТАВОК ТОПЛИВА ИЗ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Ведущие киевские эксперты на пресс-конференции обсудили наметившийся на Украине топливный кризис, первой ласточкой которого стало резкое повышение цен на бензин и дизель на местных АЗС.

Причин роста цен на топливо на украинских заправках местные эксперты назвали сразу несколько. Среди них скандал с испорченной российской нефтью (вследствие которого Белоруссия остановила экспорт бензина на Украину), изменение Россией схемы поставок нефти и нефтепродуктов в страну, а также общий рост мировых цен на «черное золото».

Эксперт топливного рынка Леонид Косянчук заявил, что, когда он слышит о топливом кризисе на Украине, ему на ум сразу приходят слова профессора Преображенского о том, что «разруха — не в сортирах, а в головах».

«В том, что на топливном рынке произошла паника, есть огромная заслуга украинских СМИ. Не разобравшись в ситуации, они тут же начали орать — мол, «вот, Россия запретила поставлять нам бензин», — говорит он. — По сути, никакого запрета не произошло. Просто при поставках топлива на Украину поменяли ключевой орган, который их контролирует. Вместо Федеральной службы таможенно-экспертного контроля (ФСТЭК РФ) эти функции теперь будет выполнять Минэкономразвития России».

При этом, считает Косянчук, главный удар направлен не столько на рынок нефтепродуктов, сколько на металлургических олигархов во главе с Ринатом Ахметовым.

«Через постановление от 18 апреля российские власти намерены посредством Минэкономразвития контролировать объемы производства металлургической продукции в нашей стране, — заметил эксперт. — То есть объемы важнейшей статьи экспорта и источника валюты для украинского бюджета. Что касается сырой нефти, то мы ее не получаем из России еще с 2012 года.

А по нефтепродуктам Россия четко дала понять — она намерена иметь дело только с теми посредниками на Украине, которых считает «политически благонадежными». А тот ажиотаж, который сегодня творится на топливном рынке нашей страны, спровоцирован в основном руководством украинских же топливных компаний, вовремя не диверсифицировавших логистику поставок горючего. И конечная цель всей этой шумихи — получить побольше прибыли за счет повышения цен на горючее для конечного потребителя».

Эксперты напомнили: в конце апреля Белоруссия приостановила экспорт светлых нефтепродуктов на Украину, в Польшу и страны Балтии. Причиной этого стала остановка двух крупнейших белорусских НПЗ из-за поступления некачественной российской нефти. И хотя спустя буквально пару-тройку суток на заводы пошла нормальная нефть из России, цены на украинских АЗС уже пошли вверх. И остановить этот процесс удастся не скоро.

«Что касается белорусских нефтепродуктов, то проблемы с отгрузкой, причиной которых стала некачественная российская нефть, уже практически решены, — заверил киевский энергоэксперт Геннадий Рябцев. — И в первые рабочие дни после майских праздников поставки возобновятся в привычном объеме. На самом деле никто не приостанавливал отгрузку топлива на Украину и в Минске. Просто белорусские поставщики предупредили компании-получатели о возможных задержках с отгрузкой».

Говоря о том, насколько критично для Украины прекращение поставок с белорусских НПЗ, эксперт отметил: дело даже не в поставках, а в общем отношении руководства страны к созданию запасов на черный день.

«Сегодня вряд ли кто-то допускает вариант, при котором Белоруссия полностью прекратит поставки топлива. Но тем не менее в любом государстве должны быть предусмотрены жесткие меры для защиты собственных потребителей (как промышленных, так и автовладельцев) от внезапного прерывания поставок нефтепродуктов, — считает Рябцев.

— Это и страховые запасы нефтепродуктов у операторов, и стабилизационный запас бензина и дизеля у государства, а также стратегический запас нефти и нефтепродуктов на Украине. Сейчас такого запаса просто нет, компании-поставщики работают «с колес» и все, что получают, направляют на заправки. Хуже всего то, что никакого стабилизационного запаса Украина не создала, а законопроект «О минимальных запасах нефти и нефтепродуктов» еще даже не внесен в Верховную раду. То есть никаких мер, чтобы снизить опасность прекращения поставок, Украина не предпринимала и не предпринимает. И рано или поздно это может выйти нам боком».

Кроме того, киевские аналитики спрогнозировали дальнейший рост цен на основные нефтепродукты.

«Поскольку на оптовом рынке цены выросли больше, чем в розничной торговле, то розница будет продолжать реагировать и дальше. То есть она будет отрабатывать тот рост цен, который уже произошел в опте. На мой взгляд, следует ожидать роста цен еще как минимум на 20–50 копеек за литр на все марки нефтепродуктов, за исключением сжиженного нефтяного газа. Так что после майских праздников рост цен на нефтепродукты продолжится, и это здорово ударит по карману украинским водителям», — говорит Косянчук.

При этом аналитики уверены: в целях безопасности Украина должна пойти на снижение зависимости от российских и белорусских поставщиков, диверсифицировать каналы поставок топлива.

«Если государство начнет искать новых поставщиков горючего, то это снимет угрозу внезапного прерывания поставок. Нормальный курс правительства должен состоять в том, чтобы не было критической зависимости от одного поставщика. На Украине до сих пор такая зависимость есть, — признал украинский эксперт. — Из РФ к нам поступает 40% потребляемого дизельного топлива и треть сжиженного газа.

Из Белоруссии поставляется треть дизеля, сжиженного газа и бензина. Украина фактически на две трети зависит от поставок нефтепродуктов из двух стран — России и Белоруссии. А если учесть, что они объединены в таможенный союз, то фактически от одного образования. Кремль в любой момент может решить, что Украина не заслуживает российских и белорусских продуктов, и мигом создаст огромные проблемы для украинской экономики. К счастью, пока этого не произошло».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code